« 14 »  05  20 15 г.




Южно русское месторождение на карте

Автор репортажа - Александр "Russos" Попов Чтобы узнать, южно русское месторождение на карте добывают газ в суровых условиях тундры, я отправился в пресс-тур на Южно-Русское месторождение, организованный для российских иностранных журналистов двумя компаниями, входящими в Группу «Газпром», — ОАО «Севернефтегазпромом» и Nord Stream AG. В программе поездки было запланировано посещение производственных объектов, а также визит на стойбище оленеводов. В этом репортаже я расскажу о самом месторождении, а про оленеводов будет отдельный пост. Если вам не терпится увидеть все и сразу, то на сайте «Газпрома» вы можете найти итоговый материал по поездке —но у себя в блоге я традиционно представлю немного иную версию. А пост про оленеводов будет отличаться весьма значительно. Южно-Русское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Северо-Восточной части Западной Сибири, в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, и является одним из крупнейших в России по объемам запасов. На сегодняшний день они превышают 1 трлн куб. Первые исследования этого региона проводились еще в конце 60-х годов прошлого века. Осваивать его начали уже в этом столетии: в январе 2006 года начались работы по его обустройству, а в октябре 2007 года пусковой комплекс месторождения был введен в эксплуатацию. В 2009 году — с опережением на один год — Южно-Русское месторождение было выведено на проектную мощность южно русское месторождение на карте — 25 южно русское месторождение на карте куб. В июне 2010 года стартовал новый этап в жизни «Южно-Русского» — впервые в России началось освоение туронской газовой залежи месторождения глубина залегания — около 800 ми уже в мае 2011 года был получен первый газ из экспериментальной скважины, а 5 декабря 2011 года туронский газ стал поступать в Единую систему газоснабжения ЕСГ. Месторождение является сырьевой базой для газопровода «Северный поток», по которому наш газ поступает в Германию. Никто и никогда не сможет точно измерить, сколько именно газа поступает отсюда в газопровод. Его просто берут из ЕСГ, но известно, что основная масса газа в трубах, которые подводятся к объектам «Северного Потока» — это газ с Южно-Русского месторождения. Месторождение находится в труднодоступном районе. Самый быстрый способ до него добраться — сесть на вертолет в аэропорту Нового Уренгоя и пролететь порядка 200 километров на восток над бескрайней тундрой, где нет почти никакого жилья когда-то это был единственный способ; в настоящее время до месторождения южно русское месторождение на карте нормальная дорога, своего рода «красноселькупский автобан». Фоторепортаж о перелете вы можете найти у меня в блоге. Приближаемся к месторождению — в одну точку сходятся нитки трубопроводов. Это газосборная сеть, по которой газ идет от скважин до установки комплексной подготовки газа УКПГ. На ней газ очищается, осушается и отправляется в Единую систему газоснабжения России. А вот, собственно, и сама УКПГ. На безопасном от производства расстоянии видим вахтовый городок. Здесь живут работники, занятые на производстве. Вокруг на сотню километров — ни одного жилья. На территории городка действуют очень требовательные правила поведения, включая строжайший сухой закон. Больше всего меня удивило соблюдение водителями скоростных режимов. Прописано ездить по территории не более 20 километров в час — все так и едут. Понятно, что до ближайшего гаишника — более 200 километров, но вот южно русское месторождение на карте по охране безопасности труда не дремлют. Ми-8 — основное и самое быстрое средство передвижения в этих краях. Север суров : По прилету нас расселяют в вахтовом поселке, читают традиционную лекцию по технике безопасности и вводную информацию по месторождению. Когда я в номере гостиницы увидел количество приготовленного репеллента, то понял, что битву с комарами выиграть будет очень сложно. И север все-таки суров. А теперь пора на экскурсию знакомиться с производством. Всего на месторождении в одну вахту трудятся 250 человек. Оперативный персонал круглосуточно контролирует технологический режим и корректирует параметры работы оборудования. Остальные работники обслуживают газовые скважины, системы водоснабжения и канализации, обеспечивают транспортные перевозки, содержание внутрипромысловых дорог, ремонт и ревизию технологического оборудования, исследование скважин. Сама вахта длится месяц. И после месяца напряженного труда работники выезжают к месту постоянного жительства, а на их место прибывает следующая вахта. Промысел Южно-Русского месторождения — один из самых современно оснащенных в России. Сотрудники контролируют технологический процесс, не выходя из помещения главного щита управления. Добыча газа на месторождении максимально автоматизирована, и практически все операции проводятся без участия человека. На фотографии вы видите задвижку, позволяющую регулировать подачу газа из скважины в сборный коллектор в дистанционном режиме. Скважина южно русское месторождение на карте это как айсберг. Над землей возвышается только малая ее часть — арматура скважины, ее обвязка. Внизу — сложная конструкция, состоящая из труб различного диаметра, находящихся друг в друге и уходящих на глубину от 900 до 1000 метров и глубже. Скважины бывают не только обычные вертикальные. Есть и субгоризонтальные, когда подземная часть скважины располагается параллельно земной поверхности; есть и наклонно-направленные — это нечто среднее между южно русское месторождение на карте и субгоризонтальными. На южно русское месторождение на карте день на месторождении эксплуатируется 143 скважины. Газодинамические исследования на скважинах осуществляются с обязательным отжигом скважинной продукции на южно русское месторождение на карте куста. Все это помогает контролировать правильность разработки месторождения, определять характеристику пласта и параметры работы скважины. С виду завод — это хитроумное переплетение труб; но на самом деле это сложнейший организм, состоящий из современных конструкторских решений, новейших технологий и высочайшего профессионализма работающих здесь людей. Начальник газового промысла Марат Хуснуллин проводит экскурсию по УКПГ. К сожалению, время ограничено, хотя Марата можно слушать бесконечно — он очень интересно рассказывает о своем любимом деле. Это здание — пункт переключающей арматуры. Сюда «приходят» газопроводы-шлейфы, соединяясь в единый коллектор, и отсюда же потом «уходит» товарный газ. Вводы шлейфов с месторождения. Строительство в условиях вечной мерзлоты очень специфично. Здания нужно поднимать на сваях над землей, чтобы тепло от дома не растопило мерзлоту. В противном случае фундамент поплывет вместе с южно русское месторождение на карте. Помимо этого южно русское месторождение на карте еще делать защиту вокруг свай или фундамента. Трубки на фотографии — это термостабилизаторы, которые не дают растепляться вечной мерзлоте. В них закачан газ фреон-22, который работает как тепловой аккумулятор. Камеры для приема и запуска очистных устройств. Они же «скребки», «свиньи» или «поросята». С помощью этих устройств полость газопровода очищают от влаги и механических примесей. Объем запасов туронской залежи Южно-Русского месторождения оценивается в 300 млрд куб. Это промышленно значимые запасы. Однако туронский газ, хоть и залегает выше сеноманского подробнее о классификации газа можете прочитать вно является трудноизвлекаемым из-за низкой проницаемости коллекторов, их изменчивости южно русское месторождение на карте площади простирания, небольших дебитов газа, наличия невысоких южно русское месторождение на карте температур, близко расположенной границы вечномерзлых пород и аномально высокого пластового давления. По конструкции эта скважина — двухзабойная субгоризонтальная, что позволяет вести раздельную и совместную эксплуатацию двух туронских пластов. Компрессорная станция, которая поднимает давление и отправляет газ в ЕСГ. Вот по этой трубе товарный газ отправляется в свое южно русское месторождение на карте путешествие. На территории промысла есть своя пожарная часть, бойцы которой провели для нас небольшую показательную тренировку. Часть всегда находится в боевой готовности. Помимо обслуживания производства она также помогает тушить лесные пожары в окрестностях. Петр Марьин, водитель пожарной машины: «Я с 1991 года, как отслужил в армии, живу и работаю в Уренгое, полюбил Северный южно русское месторождение на карте и решил остаться тут навсегда». Желаю бойцам сухих рукавов и возвращаюсь в вахтовый городок. Завтра полетим на стойбище.




Алексей Слесарев